Конец 30-х и 40-е годы XIX века были временем распада классицизма в русской
архитектуре. Парадные колоннады, грандиозные форумы в северных русских городах.
помпезность утилитарных сооружений (конюшни, бани. хозяйственные постройки),
выполненных в стиле классицизма, подвергались критике современников. Требования
“чистоты стиля” зачастую противоречили целесообразности сооружения. Старый
архитектурный язык был непригоден, новый - отсутствовал.
Тогда-то и наметился переход к эклектическому использованию классического
наследия. (Эклектикос в переводе с греческого означает “способный выбирать”,
“выбирающий”).
В целом рождение эклектики можно считать скорее положительным, чем негативным
явлением. Избавление от академических канонов классических ордеров и
использование преимущественных сторон того или иного стиля в одном здании
предоставляло архитектору большую свободу творчества.
Можно выделить следующие черты, отличающие “классическую эклектику” середины
XIX века от позднего классицизма:
1) свободное сочетание декоративных форм разных стилей в одном здании;
2) общая измельченность форм (вместо монументальных портиков “большого
ордера” - плоские поярусные пилястры), но - как бы в компенсацию недостаточной
пластичности - появление на фасадах атлантов, кариатид, герм;
3) изобилие декора по сравнению с ампирной скупостью его;
4) мелкая рустовка всего фасада вместо крупной рустики цокольной части.
В эклектике стало обычным явлением отделка фасадов и интерьеров в
“ренессансном”, “греческом”, “римском”, “готическом”, “древнерусском”,
“романском” и даже “мавританском” или “китайском” духе. Это требовало от зодчих
громадной эрудиции и мастерства.
Крупными мастерами этого периода русской архитектуры были А.П.Брюллов,
Г.А.Боссе, А.И.Резанов, М.Д.Быковский.
Новые веяния столичной архитектурной моды доходили до Оренбурга с некоторым
опозданием. Но доходили. |