Классическая эклетика
   
История архитектуры г.Оренбурга.
Архитектурные стили г.Оренбурга.
Словарь архитектурных терминов
Инфо 

Конец 30-х и 40-е годы XIX века были временем распада классицизма в русской архитектуре. Парадные колоннады, грандиозные форумы в северных русских городах. помпезность утилитарных сооружений (конюшни, бани. хозяйственные постройки), выполненных в стиле классицизма, подвергались критике современников. Требования “чистоты стиля” зачастую противоречили целесообразности сооружения. Старый архитектурный язык был непригоден, новый - отсутствовал.

Тогда-то и наметился переход к эклектическому использованию классического наследия. (Эклектикос в переводе с греческого означает “способный выбирать”, “выбирающий”).

В целом рождение эклектики можно считать скорее положительным, чем негативным явлением. Избавление от академических канонов классических ордеров и использование преимущественных сторон того или иного стиля в одном здании предоставляло архитектору большую свободу творчества.

Можно выделить следующие черты, отличающие “классическую эклектику” середины XIX века от позднего классицизма:

1) свободное сочетание декоративных форм разных стилей в одном здании;

2) общая измельченность форм (вместо монументальных портиков “большого ордера” - плоские поярусные пилястры), но - как бы в компенсацию недостаточной пластичности - появление на фасадах атлантов, кариатид, герм;

3) изобилие декора по сравнению с ампирной скупостью его;

4) мелкая рустовка всего фасада вместо крупной рустики цокольной части.

В эклектике стало обычным явлением отделка фасадов и интерьеров в “ренессансном”, “греческом”, “римском”, “готическом”, “древнерусском”, “романском” и даже “мавританском” или “китайском” духе. Это требовало от зодчих громадной эрудиции и мастерства.

Крупными мастерами этого периода русской архитектуры были А.П.Брюллов, Г.А.Боссе, А.И.Резанов, М.Д.Быковский.

Новые веяния столичной архитектурной моды доходили до Оренбурга с некоторым опозданием. Но доходили.

ЗАГС
Увеличить - 124 Kb

Типичные признаки эклектики можно обнаружить на здании, построенном не позднее 60-х годов прошлого столетия для купца Зарывнова и в котором сравнительно еще недавно долгое время располагался Дом пионеров (Хлебный переулок. 2). В центре фасада этого городского особняка - простой мезонин, заменяющий классический портик с фронтоном. Декоративные формы, заимствованные из классицизма, ренессанса (“бриллиантовые” квадры цокольной части, пышные обрамления оконных проемов) и барокко (“разорванные” лучковые фронтоны окон второго этажа центральной части, картуши над этими окнами, изогнутый аттик центральной части) свободно сочетаются на фасадах. Для здания характерно общее изобилие декора; каменная ограда и металлические ворота (не сохранились) выполнены с соблюдением стилевых признаков основного здания.

Дом пионеров
Увеличить - 138 Kb

Другой пример - здание бывшего Жандармского управления, ныне больницы (Гая, 13). До наших дней главный фасад здания дошел в измененном виде - уничтожен центральный вход по оси симметрии главного фасада, исчез балкон - “зонтик” на втором этаже над центральным входом (вместо него сейчас балкон с деревянным ограждением), нарушена часть декора, деформированы крайние оконные проемы главного фасада.

Для этого здания характерна рустика по всему фасаду, слабое выделение центральных и угловых элементов, применение невысоких аттиков и парапетных решеток в венчающих частях. Окна второго этажа красиво оформлены в монументальным “ренессансных” формах. Оконный проем бокового ризалита обрамлен наличниками, полуциркульной аркой с импостами и замковым камнем. Над аркой находится массивный сандрик. поддерживаемый мощными полуколоннами. разделенными посредине рустованным камнем. прием совер шенно своеобразный для классических архитектурных форм.

Здание Жандармского управления
Увеличить - 131 Kb

Столь же своеобразен прием “двойного окна” на торцевом фасаде Торгового института (Пушкинская 51) - бывшего Николаевского женского института. Широкий оконный проем разделен посредине стойкой, подпирающей общую для двух окон перемычку. Архитектурно это выражено применением декоративной полуколонны со своеобразной капителью. В качестве аналога применения “двойного окно” можно указать здание Эрмитажа в Санкт-Петербурге (архитектор Л.Кленце, 1842-1851 гг.). Там стойка посредине двух окон декорирована небольшой гермой.

Торговый институт
Увеличить - 136 Kb

Здание, где ныне располагается один из корпусов Облавтоуправления (Хлебный пер 4) - типичный городской особняк второй половины XIX века выстроен не позднее 1870 г.). Постройка еще сохраняет черты “классической эклектики”, однако заметны элементы так называемого “купеческого стиля”: асимметричное расположение главного входа (с круглым окном над ним) на почти симметричном фасаде, тонкие лепные детали растительного орнамента над окнами второго этажа, далекие от классических архитектурных форм декора.

До наших дней здание дошло в несколько измененном виде: заложены оконные проемы в торцах, исчезли парапетные решетки на крыше, в 1980 году снесены красивые арочные ворота рядом со зданием, которые не только не портили фасада, но, напротив, украшали и дополняли.

Здание Облуправления
Увеличить - 131 Kb


На главную История Стили Словарь Инфо
Hosted by uCoz