|
|
|
“Кирпичный стиль” - своеобразное архитектурное направление, выразившееся в
полной замене лепных украшений более рациональным кирпичным декором. Иными
словами, украшение наружных поверхностей фасадов выполнялось из того же
материала, что и стены.
Рациональность и экономичность “кирпичного стиля” позволили применять его в
самых различных “модификациях” (готической и романской, древнерусской и
ренессансной), в зданиях массового и утилитарного назначения: в рядовой жилой
застройке, в промышленных зданиях, в железнодорожных станциях и депо, а также в
зданиях учебных корпусов и лечебных учреждений. Поэтому понятие “кирпичного
стиля” применимо лишь к постройкам такого типа, а не к крупным официальным
зданиям. В сущности, “кирпичный стиль” представляет собой рационализацию
эклектики для массового и утилитарного строительства.
Убежденным апологетом “кирпичного стиля” в русской архитектуре был
И.С.Китнер, который считал применение кирпичного декора (“без прилепов и
раскраски”) для стен из того же материала примером правдивой, органичной
архитектуры.
“Кирпичный стиль” демонстрировал практически неограниченные возможности
фигурных кирпичей для создания самых сложных декоративных форм, но требовал
высокого уровня строительного искусства. А для нашего края с его
резко-континентальным климатом, с повышенной солнечной радиацией - он был просто
спасением, так как позволял сохранять приличный вид строений довольно длительное
время без дополнительных покрасок.
В Оренбурге уцелело довольно много построек, выполненных в “кирпичном стиле”.
Это бывшие городские особняки, гостиницы, промышленные и железнодорожные здания,
пожарные депо и тому подобное. |
|
Пример бывшего городского особняка, выстроенного в “кирпичном стиле” -жилой
дом по улице Чичерина, 14. Построен в последней четверти XIX века для купца
Серякова.
Здание поставлено на высокий цокольный этаж, отличается симметричным
построением фасада, выходящего на улицу, а также хорошими пропорциями.
Декоративное оформление угловых ризалитов, оконных проемов, фризового пояса и
аттиков сделано в несколько утяжеленных формах, напоминающих романские.
Наряду с кирпичным декором употреблены - в незначительной степени - и лепные
детали (пилястры и капители обрамления окон первого и второго этажей, капители
больших полуколонн, “бриллиантовые” квадры цокольной части). Имеются также
металлические декоративные элементы: парапетные решетки, мелкие орнаментальные
детали под декоративными арками оконных проемов.
К сожалению, в наши дни здание находится в крайне запущенном состоянии. |
Увеличить - 123 Kb |
Другой интересный образец “кирпичного стиля” - бывшая гостиница “Гранд-отель”
(Постникова, 27). Здесь привлекают внимание декоративные “выгнутые” лопатки
первого этажа, кирпичные полуколонны второго со своеобразными капителями и
базами из бетонных отливок, поясок из фигурных кирпичей.
Выше карниза находятся парапетные тумбы с металлическими вазонами, между
которыми посещена красивая кованая решетка. В стиле здания выполнена и ограда, а
также арка въездных ворот (сами ворота не сохранились). |
Увеличить - 129 Kb |
Следующий пример “кирпичного стиля” - жилой дом по улице Чичерина, 49. До
революции, это здание было известно в Оренбурге как “старые номера Коробкова”
(“новые номера Коробкова” находятся напротив, Чичерина, 34).
Наряду с декоративными формами, присущими русской архитектуре того периода,
на фасадах этого здания можно видеть типично местные художественно-архитектурные
приемы: высокие аттики со слуховыми окнами, металлические козырьки с литыми
кронштейнами над входами, ажурные кованые решетки ограждения балкона. |
Увеличить - 139 Kb |
Представляет интерес жилой дом по улице Кобозева, 31 (некогда гостиница
“Биржевая” с рестораном 1-го класса). На фасадах этого здания применены
декоративные формы, заимствованные из классицизма и выполненные в кирпиче,
точнее, из нескольких типов фигурного кирпича. Исключение составляют лишь
капители полуколонн (из бетонных блоков).
К несчастью, это большое и красивое здание претерпело немало деформаций и
находится в чрезвычайно запущенном состоянии. Не сохранились балконы второго
этажа с уникальными металлическими решетками ограждения, исчезли парапетные
решетки, заложены кирпичом балконные двери, кирпичная кладка местами сильно
повреждена. |
Увеличить - 159 Kb |
Но с особенным блеском “кирпичный стиль” применялся в архитектуре крупных
производственных строений. Сохранилось огромное пятиэтажное здание, возведенное
в 1903 году для паровых мельниц фабриканта Юрова (сейчас один из корпусов
мелькрупзавода по улице Ташкентской)
Кирпичный стиль” здесь представлен его несомненно готической модификацией. На это
указывают башня с курантами, угловые башенки, мощные аттики боковых ризалитов со стрельчатыми
арками, ступенчатые кронштейны карниза, образующие аркатурный пояс. Особый
интерес представляет восьмиугольная дымовая труба с кирпичным декором в верхней части. А в
целом весь комплекс является примером высокого уровня строительного мастерства н
качества исполнения архитектурных деталей.
То же самое можно сказать и о производственном корпусе мелькрупзавода по улице Орлова.
Только здесь “кирпичный стиль” перемежается
мотивами не только “готики”, но и “ренессанса”.
Или вот пожарное депо с каланчой, покроенное еще в 1876 году. Хотя здание
имеет сугубо утилитарное назначение, архитектура его отличается высоким
качеством. Композиция депо напоминает ратуши старинных западных городов, а
декоративный карниз восьмиугольной башни ассоциируется со “сталактитовым”
декором оренбургского Караван-Сарая. |
Увеличить - 134 Kb |
|
|