Модерн
   
История архитектуры г.Оренбурга.
Архитектурные стили г.Оренбурга.
Словарь архитектурных терминов
Инфо 

На рубеже Х1Х-ХХ веков в европейской архитектуре зародилось движение за создание стиля своей эпохи, отрицающего как "устаревшие" и классические и национальные художественные формы декора.

Изобретателем стиля "модерн" принято считать бельгийского художника-дизайнера Ван дер Вельде. Он полагал, что содержанием орнамента и вообще очертаний предметов, составляющих среду обитания человека, должны быть "скрытые импульсы", свойственные природным явлениям. Внешне это выразилось у Ван дер Вельде в композициях, где присутствовали прихотливые и внутренне "напряженные" очертания и формы, напоминающие "льющиеся линии", "удары хлыста", женские волосы.

Новый стиль быстро утвердился в европейском искусстве (стиль "сецессион") и в европейской архитектуре ("югенд-стиль"). В России же этот стиль получил название "модерн".

Свежесть и простота, полное отречение от старых архитектурных форм, стремление к рациональности - вот главные принципы, которыми руководствовались вожди нового течения, доказывая, что их творения невозможно подвести ни под одно из определений, которыми награждали их "рутинеры от архитектуры" ("упадничество" и т.п.). Эпоху русского модерна характеризует новаторское осмысление традиционных элементов зданий и их внешнего и внутреннего оформления. Применение железобетонных перемычек позволило максимально разнообразить форму окон, превратив их из традиционно вертикальных, сравнительно узких проемов в широкие горизонтальные, полукруглые, подковообразные и т.д. А повсеместное использование металла стимулировало осуществление оригинальных конструкций лестниц, балконов, нависающих карнизов.

Характерными внешними признаками модерна являются следующие:

  • нарочитая асимметрия фасадов и объемов;

  • изломанность форм на фасадах и в интерьерах, а именно: а) разнообразные размеры и формы окон, дверей, лестниц, перил ограждения и пр.; б) эркеры всевозможных очертаний; в) плоские карнизы с большим выносом на изящных изогнутых кронштейнах; г) сложные силуэтные формы в венчающих частях зданий;

  • живописная (а не архитектурная) обработка фасадов с изображением извивающихся растений, женских голов с длинными развевающимися волосами, а также привлечение скульптуры, монументальной живописи, цветных вставок;

  • облицовка фасадов лицевым кирпичом в сочетании со штукатурными лепными деталями;

  • виртуозное владение материалом и высокое качество отделки, умение придать декоративным элементам любую, самую сложную форму ("текучие" металлические ограждения, изогнутые кровли и козырьки, сложнейший орнамент остекленных оконных и дверных переплетов).

Среди крупных мастеров русского модерна следует особо выделить таких, как Ф.И.Лидваль (доходные дома в Петербурге), В.Валькотт (гостиница "Метрополь" в Москве, 1902), (Ф.О.Шехтель (особняк Рябушинс-кого в Москве, 1900-1902, здание МХА'Та, 1902), Л.Н.Кекушев (особняки в Москве), Р.И.Клейн (здание магазина "Мюр и Мэрилиз" в Москве, 1908-1910).

В Оренбурге сохранилось довольно много построек в стиле модерн. Почти все они резко выделяются среди окружающей застройки своей оригинальной архитектурой. Высокое профессиональное мастерство и качество строительных работ позволило этим зданиям сохранись декоративное оформление фасадов без серьезных изменений и деформаций.

Наряду с типичными чертами, оренбургскому модерну присущи специфически местные особенности.

Здание Госбанка (Ленинская, 28) - одно из примечательнейших произведений в стиле модерн. Построенное в 1908 году для Общества взаимного кредита, оно было двухэтажным, но в начале претерпело изменения. В частности, был надстроен третий этаж, в результате чего изменилась венчающая часть здания, исчез балкон со стороны Телеграфного переулка, некоторые детали фасада приобрели другой облик. Все же надо признать, что реконструкция была произведена с большим мастерством и изобретательностью, благодаря чему общий вид дома не стал хуже.

Композиция главного фасада симметрична относительно главного входа. Очень красивы сложные "текучие" формы больших оконных проемов, в наличниках которых использованы мотивы извивающихся линий. Главный вход вписан в круглый оконный проем. В наружной отделке штукатурные лепные детали и облицовка синими керамическими плитками сочетаются с кирпичной кладкой из отборного красного кирпича с расшивкой швов.

Госбанк
Увеличить - 126 Kb

Здание построенное в начале XX века, где ныне помещается детская больница № 2 (Пионерская, 15) - другой пример оренбургского модерна.

Угловой ризалит главного фасада увенчан шатром, в миниатюре повторяющимся по форме шатер Ярославского вокзала в Москве. Другой угловой ризалит заканчивается аттиком сложной формы со слуховым окном. Все элементы фасада по-своему привлекательны - синие глазурованные плитки, изящные кронштейны балконов, кованные решетки, двери со скупым изящным орнаментом в стиле модерн, оригинальное металлическое завершение шатра и пр.

Пионерская, 5
Увеличить - 129 Kb

Безусловный интерес представляет Главный почтамт (Кирова, 16), на глухой торцевой стене которого совсем недавно еще можно было прочесть: "Н.А.СМОРОЧИЛИНЪ. Железно-скобяная торговля...". Угловой ризалит здания с главным входом заканчивается декоративной аркой и увенчан башенкой-куполом с круглыми люкарнами.

Главпочтамп
Увеличить - 122 Kb

Ещё один хороший пример модерна в Оренбурге - здание по улице Пролетарской, 20. Многие его элементы привлекают внимание неожиданной трактовкой: узел главного входа, оконные проёмы полукруглых очертаний, балкон оригинальной формы, тонкий рисунок штукатурных декоративных деталей, - и всё красиво, тщательно проработано.


Увеличить - 133 Kb

Очень интересное здание находится на углу улицы Кировы и Телеграфного переулка. В нём черты стиля модерн переплетены с элементами восточного декора (что вообще весьма характерна для дореволюционных построек Оренбурга).

Необычен угол здания, решённый в виде башни с круглым слуховым окном, которою сравнительно недавно - увенчивал шатер с небольшим шпилем. Главный вход выделен оригинальным порталом, наверху которого имеется изображение жезла Меркурия, обвитого двумя змеями, символами мудрости. Под слуховым окном находится вензель "Г.О.А. - 1908".

В отделке здания использованы изящные лепные детали, как бы наложенные поверх кладки из отобранного красного кирпича.

В здании, где долгое время располагалась гостиница "Урал" (Кирова, 32), черты модерна сочетаются с элементами неоклассицизма: пилястры с капителями, балясины в ограждениях балконов второго этажа и т.д. Обращает внимание сложная форма мансардной крыши. Балки над огромными окнами первого этажа воспринимают нагрузку двух вышележащих простенков, - приём, демонстрирующий технические возможности модерна. Интересно как бы "льющиеся" ступени углового крыльца - "льющиеся" все расширяющимися сверху вниз полукружьями.

Кирова, 32
Увеличить - Kb

"Нумерам Коробкова " ("новым") присущи сложно зашифрованные декоративные детали модерна. К сожалению, это приятное здание (Чичерина,32) находится в крайне запущенном состоянии. В конце 1981 года в результате ремонта снесены парапетные тумбы и решётки, элегантно завершающие плоскости стен.

Без оригинальной башенки, венчающий угловой эркер Дома офицеров, сегодня трудно представить улицу Советскую. До революции это огромное здание, принадлежавшее купцу Трощину, было центром развлечений. Здесь находился кинотеатр "Олимп", вместительный ресторан, кондитерская и кофейная "Торт", пять биллиардных и многое другое. Это - тоже модерн.

Дом офицеров
Увеличить - 107 Kb


На главную История Стили Словарь Инфо
Hosted by uCoz