Мусульманские мотивы
   
История архитектуры г.Оренбурга.
Архитектурные стили г.Оренбурга.
Словарь архитектурных терминов
Инфо 

Эволюция архитектуры дореволюционного Оренбурга происходила в общем русле развития русской архитектуры, испытывая, однако, сильное влияние местных художественных приемов. Это привело к тому, что облик сохранившейся застройки характеризуется сочетанием европейских и азиатских архитектурных традиций. Буквально в каждом стилистическом направлении (исключая разве что постройки классицизма и ампира), можно отыскать мусульманские мотивы. Иногда они являются определяющими в композиции здания, но чаще присутствуют в элементах декоративного оформления фасадов. Это касается орнаментальных деталей, различных башенок, "шатров", куполов, шпилей, парапетных тумб с вазонами, металлических решеток и пр.

Одним из наиболее значительных памятников архитектуры в Оренбурге является Караван-Сарай, построенный в 1842 году по проекту видного русского архитектора А.П.Брюллова, который использовал в этой постройке мотивы мусульманского зодчества. На истории создания и архитектуре этого выдающегося памятника Оренбурга нужно остановиться подробнее.

Время создания Караван-Сарая совпало с временем распада классицизма в русской архитектуре и перехода ее к эклектическому освоению исторических стилей.

Эклектика, в отличие от русского классицизма, требовала от зодчего умения работать в самых разных исторических стилях, "приличествующих" либо существу дела, либо желаниям заказчика. В русской архитектуре входили в моду романтически понятные мотивы мусульманской и восточной архитектуры - "мавританские" комнаты, "китайские" гостиные, "турецкие" бани и т.д.

Караван-Сарай (или общественный постоялый двор) предназначался для "приезжающих в Оренбург по своей надобности или по службе" башкир и мещеряков (в то время башкиры входили в состав населения обширной Оренбургской губернии). Проект Караван-Сарая выполнил, как уже было сказано, А.П.Брюллов по заказу оренбургского генерал-губернатора В.А.Перовского, с которым находился в тесной дружбе. Проект был выполнен в исключительно короткий срок: с 6 октября 1836 года по начало января 1837 года, и 19 января 1837 года высочайше утвержден Николаем I.

Личность и творчество А.П.Брюллова (1798-1877) представляет для нас несомненный интерес. Старший брат знаменитого живописца К.П.Брюлова и сам один из лучших акварелистов своего времени, он в 1820 году кончил Академию художеств и получил звание художника 14 класса. А.П.Брюллов воспитывался на традициях русской классической школы, но принадлежал к тем неуемным натурам, которые всегда и во всем пытались найти новые пути. Отличительной его чертой была непревзойденная эрудиция в вопросах искусства и архитектуры, более всего приобретенная им в заграничных поездках 1822-1830 годов. Здесь он не только сделал огромное количество зарисовок с натуры, но и обмерил множество выдающихся памятников мирового зодчества. В 1829 году в Париже был издан у о увраж с результатами обмеров античных построек Помпеи.

Караван-Сарай, его проект, был лишь незначительным эпизодом в напряженной творческой деятельности А.П.Брюллова. В это время он одновременно разрабатывал проект Штаба Гвардейского корпуса на Дворцовой площади, осуществлял надзор за строительством обсерватории в Пупково и лютеранской церкви в псевдороманском стиле на Невском проспекте. Кроме того, он участвует в конкурсе на лучший проект памятника Дмитрию Донскому для Куликова поля и побеждает. Возможно, А.П. Брюллов рассчитывал сам, несмотря на загруженность, осуществлять надзор за возведением Караван-Сарая, но пожар Зимнего дворца (в декабре 1837 года) и огромная работа по его восстановлению, затянувшаяся до 184 года (А.П. Брюллов был одним из руководителей), не позволили ему приехать в Оренбург. Известно лишь, что 29 мая 1837 года проектные матери алы были направлены в Оренбург, что непосредственными работами по строительству Караван-Сарая ведал инженер-поручик Сеньков, а "надзор за правильностью, прочностью и чистотою в отделке" осуществлял архитектор Уральского войска Гопиус.

Об истории создания и архитектуре Караван-Сарая написано немало), но рискну предложить свой анализ композиции всего ансамбля и его составных частей.

Караван-Сарай состоит из С-образного двухэтажного корпуса, симметрично размещенного по периметру незамкнутого внутреннего двора (53 на 48 метров), центрически-купольного здания мечети, расположенной в центре двора и отдельно стоящего минарета. С боков к двухэтажному корпусу примыкают второстепенные одноэтажные корпуса, образующие хозяйственные дворы.

Какими же образами вдохновлялся А.П.Брюллов, создавая Караван-Сарай ? Поскольку документальные источники ничего не разъясняют в данном вопросе, можно высказать следующие предположения.

Анализ показывает, что в архитектуре Караван-Сарая тесно переплелись различные композиционные приемы и формы турецкого, мавританского и арабского зодчества с башкирскими национальными мотивами.

По предназначению, по композиции и по внешнему облику оренбургский Караван-Сарай имеет много общего с известными образцами турецких караван-сараев или ханов. Они строились в виде двухэтажного корпуса с большим прямоугольным двором посредине. Снаружи ханы имели вид укрепленных сооружений с толстыми стенами и башнями. Главным вход акцентировался монументальным порталом. Дворовые фасады. оформленные двухэтажными галереями, были более "приветливого" вида. Особенностью турецких ханов была не очень большая однокупольная мечеть (часто восьмигранная), поставленная в геометрическом центре двора. Но минаретов в ханах не было, поскольку мечеть предназначалась только для постояльцев.

Легко убедиться, что перечисленные типологические черты нашли отражение и в ансамбле Караван-Сарая А.П.Брюллова, а именно:

  • внутренний двор (даже размерами близкий к турецким образцам);

  • двухэтажный основной корпус, расположенный по периметру внутреннего двора;

  • общий монументальный облик двухэтажного корпуса с парными угловыми башнями и утолщающимися книзу стенами;

  • более интимный облик фасадов внутреннего двора;

  • восьмигранная мечеть, поставленная в центре двора. Наряду с признаками сходства, в композиции Караван-Сарая обнаруживаются и существенные различия с турецкими ханами.

Внутренний двор Караван-Сарая разомкнут, и вместо портала с одним входом посредине появляется стройный минарет в двумя входами по обеим сторонам его.

Караван - Сарай
Увеличить - 154 Kb
Купол Караван - Сарая
Увеличить - 113 Kb
Караван - Сарай
Увеличить - 197 Kb
Караван - Сарай в XIX веке
Увеличить - 138 Kb


На главную История Стили Словарь Инфо
Hosted by uCoz