Эволюция архитектуры дореволюционного Оренбурга происходила в общем русле
развития русской архитектуры, испытывая, однако, сильное влияние местных
художественных приемов. Это привело к тому, что облик сохранившейся застройки
характеризуется сочетанием европейских и азиатских архитектурных традиций.
Буквально в каждом стилистическом направлении (исключая разве что постройки
классицизма и ампира), можно отыскать мусульманские мотивы. Иногда они являются
определяющими в композиции здания, но чаще присутствуют в элементах
декоративного оформления фасадов. Это касается орнаментальных деталей, различных
башенок, "шатров", куполов, шпилей, парапетных тумб с вазонами,
металлических решеток и пр.
Одним из наиболее значительных памятников архитектуры в Оренбурге является
Караван-Сарай, построенный в 1842 году по проекту видного русского архитектора
А.П.Брюллова, который использовал в этой постройке мотивы мусульманского
зодчества. На истории создания и архитектуре этого выдающегося памятника
Оренбурга нужно остановиться подробнее.
Время создания Караван-Сарая совпало с временем распада классицизма в русской
архитектуре и перехода ее к эклектическому освоению исторических стилей.
Эклектика, в отличие от русского классицизма, требовала от зодчего умения
работать в самых разных исторических стилях, "приличествующих" либо
существу дела, либо желаниям заказчика. В русской архитектуре входили в моду
романтически понятные мотивы мусульманской и восточной архитектуры -
"мавританские" комнаты, "китайские" гостиные,
"турецкие" бани и т.д.
Караван-Сарай (или общественный постоялый двор) предназначался для
"приезжающих в Оренбург по своей надобности или по службе" башкир и
мещеряков (в то время башкиры входили в состав населения обширной Оренбургской
губернии). Проект Караван-Сарая выполнил, как уже было сказано, А.П.Брюллов по
заказу оренбургского генерал-губернатора В.А.Перовского, с которым находился в
тесной дружбе. Проект был выполнен в исключительно короткий срок: с 6 октября
1836 года по начало января 1837 года, и 19 января 1837 года высочайше утвержден
Николаем I.
Личность и творчество А.П.Брюллова (1798-1877) представляет для нас
несомненный интерес. Старший брат знаменитого живописца К.П.Брюлова и сам один
из лучших акварелистов своего времени, он в 1820 году кончил Академию художеств
и получил звание художника 14 класса. А.П.Брюллов воспитывался на традициях
русской классической школы, но принадлежал к тем неуемным натурам, которые
всегда и во всем пытались найти новые пути. Отличительной его чертой была
непревзойденная эрудиция в вопросах искусства и архитектуры, более всего
приобретенная им в заграничных поездках 1822-1830 годов. Здесь он не только
сделал огромное количество зарисовок с натуры, но и обмерил множество выдающихся
памятников мирового зодчества. В 1829 году в Париже был издан у о увраж с
результатами обмеров античных построек Помпеи.
Караван-Сарай, его проект, был лишь незначительным эпизодом в напряженной
творческой деятельности А.П.Брюллова. В это время он одновременно разрабатывал
проект Штаба Гвардейского корпуса на Дворцовой площади, осуществлял надзор за
строительством обсерватории в Пупково и лютеранской церкви в псевдороманском
стиле на Невском проспекте. Кроме того, он участвует в конкурсе на лучший проект памятника
Дмитрию Донскому для Куликова поля и побеждает. Возможно, А.П. Брюллов
рассчитывал сам, несмотря на загруженность, осуществлять надзор за возведением Караван-Сарая, но
пожар Зимнего дворца (в декабре 1837 года) и огромная работа по его
восстановлению, затянувшаяся до 184 года (А.П. Брюллов был одним из
руководителей), не позволили ему приехать в Оренбург. Известно лишь, что 29 мая
1837 года проектные матери алы были направлены в Оренбург, что непосредственными
работами по строительству Караван-Сарая ведал инженер-поручик Сеньков, а
"надзор за правильностью, прочностью и чистотою в отделке" осуществлял архитектор
Уральского войска Гопиус.
Об истории создания и архитектуре Караван-Сарая написано немало), но рискну
предложить свой анализ композиции всего ансамбля и его составных частей.
Караван-Сарай состоит из С-образного двухэтажного корпуса, симметрично
размещенного по периметру незамкнутого внутреннего двора (53 на 48 метров),
центрически-купольного здания мечети, расположенной в центре двора и отдельно
стоящего минарета. С боков к двухэтажному корпусу примыкают второстепенные
одноэтажные корпуса, образующие хозяйственные дворы.
Какими же образами вдохновлялся А.П.Брюллов, создавая Караван-Сарай ?
Поскольку документальные источники ничего не разъясняют в данном вопросе, можно
высказать следующие предположения.
Анализ показывает, что в архитектуре Караван-Сарая тесно переплелись
различные композиционные приемы и формы турецкого, мавританского и арабского
зодчества с башкирскими национальными мотивами.
По предназначению, по композиции и по внешнему облику оренбургский
Караван-Сарай имеет много общего с известными образцами турецких караван-сараев
или ханов. Они строились в виде двухэтажного корпуса с большим прямоугольным
двором посредине. Снаружи ханы имели вид укрепленных сооружений с толстыми
стенами и башнями. Главным вход акцентировался монументальным порталом. Дворовые
фасады. оформленные двухэтажными галереями, были более "приветливого"
вида. Особенностью турецких ханов была не очень большая однокупольная мечеть
(часто восьмигранная), поставленная в геометрическом центре двора.
Но минаретов в ханах не было, поскольку мечеть предназначалась только для
постояльцев.
Легко убедиться, что перечисленные типологические черты нашли отражение и в
ансамбле Караван-Сарая А.П.Брюллова, а именно:
внутренний двор (даже размерами близкий к турецким образцам);
двухэтажный основной корпус, расположенный по периметру внутреннего
двора;
общий монументальный облик двухэтажного корпуса с парными угловыми башнями
и утолщающимися книзу стенами;
более интимный облик фасадов внутреннего двора;
восьмигранная мечеть, поставленная в центре двора. Наряду с признаками
сходства, в композиции Караван-Сарая обнаруживаются и существенные различия с
турецкими ханами.
Внутренний двор Караван-Сарая разомкнут, и вместо портала с одним входом
посредине появляется стройный минарет в двумя входами по обеим сторонам его. |