Псевдоготика
   
История архитектуры г.Оренбурга.
Архитектурные стили г.Оренбурга.
Словарь архитектурных терминов
Инфо 

“Псевдоготика” (или “ложная готика”) - стилистическое направление, возникавшее время от времени в русской архитектуре XVIII-XIX веков, которое возрождало характерные черты средневековой готики. Мощное воздействие образов “высокой” готики можно наблюдать на разных этапах развития всей европейской архитектуры. Обращение архитекторов к готике - это всегда поиск высоких романтических идеалов.

Готике отдавали дань уважения такие выдающиеся зодчие русского классицизма, как В.И.Баженов и М.Ф.Казаков, видевшие в ней нечто родственное древней русской архитектуре. Но европейская готика не знала сочетания красного кирпича и белого камня, применяемого В.И.Баженовым (дворцовая усадьба “Царицыно”, 1775-1785 гг.) и М.Ф.Казаковым (Петровский “путевой” дворец в Москве, 1775-1782 гг.). Русская архитектура, испытывая влияние западноевропейской архитектуры, всегда придавала ей черты национального своеобразия.

В период эклектики (вторая по ловина XIX в.) достаточно устойчивая традиция обращения русской архитектуры к возвышенному романтизму готики была поддержана такими мастерами, как А.А.Менелас (дворец “Коттедж” в Петергофе.1826-1829 гг.), Н.Л.Бенуа (здание придворных конюшен в Петергофе. 1847 -1854 гг.). Ф.О.Шехтель (бывший особняк Саввы Морозова в Москве, 1893-1898 гг.).

Дом офицеров
Увеличить - 109 Kb

Прекрасные образцы этого романтического стиля имеются и в Оренбурге. Один из них - бывшая гауптвахта на бульваре им.Свердлова (ныне Музеи города Оренбурга). Здание было построено в 1856 году и предназначалось для музея и архива Предполагают, что автором проекта является архитектор-самоучка из крепостных И.Скалочкин. Здание. похожее на средневековый замок, выложено из глазурованного (“папиного”) кирпича, имеющего множество оттенков. Небольшое по абсолютным размерам, оно производит сильное впечатление благодаря сочетанию различных по высоте, разнообразных по объему и красивых архитектурных масс, тонкой их проработке. В нем живописно сочетаются готические детали (стрельчатые оконные проемы и арки, зубцы на башне не башенках и аттиках), мотивы классики (сливы окон в виде сандриков кронштейны над импостами стрельчатых арок) и типично местные художественные приемы (верхнее обрамление окон первого этажа, цоколя здания и крылец пиленым известняком). цветовой контраст красного кирпича и белокаменного декора как для русской архитектуры допетровского времени, так и для русского зодчества. Этот прием широко использовался в псевдоготике второй половины XIX века.

Гауптвахта
Увеличить - 115 Kb

Другой пример постройки в стиле псевдоготики - дом на углу Паркового проспекта и улицы Рыбаковской.

Исторические сведения о нем противоречивы. Известно лишь, что с годов XIX века в этом здании разместился воинский арсенал но называлось “Англиканский дом”, так как здесь находилась искан миссионерская организация, непостижимым образом оказавшаяся в Оренбурге).Хотя на фасаде дома стоит дата: “1855”, однако есть сведения, что он был построен значительно раньше, в самом начале XIX века, а в 1855 году лишь радикально перестроен для размещения в нем воинского арсенала (степного цейхгауза”).

Здание облицовано цветным ”поливным” кирпичом четырех цветов: белого, красно-коричневого, зеленого и темно-коричневого. Цветом выделены центральная и боковые части здания, обрамления оконных проемов, простенки между окнами, подоконные вставки и т.д. Такая живописная, а не архитектурная обработка фасадов резко выделяет это здание среди всех дореволюционных построек Оренбурга.

Правда, и в допетровском русском зодчестве ХVI-ХVII веков широко практиковалось применение цветных изразцов, но чтобы постройка сплошь покрывалась цветным орнаментом - такого русская архитектура не знала. Зато в среднеазиатской примеров подобной узорной кирпичной кладки, то есть сплошной облицовки фасадов глазурованным кирпичом различных цветов, создающих зачастую сложнейший орнамент, - великое множество.

Однако орнаментальные мотивы на фасадах бывшего арсенала совершенно чужды среднеазиатским. Или, скажем, башкирским. Хотя Б.Калимуллин в своей брошюре “Караван-Сарай” (Стройиздат, М., 1966) утверждает: орнамент здания бывшего арсенала воспроизводит распространенные башкирские геометрические орнаменты. Не вдаваясь в полемику с автором, нужно сказать, что участие башкир в постройке требует более солидного документального подтверждения.

Как бы там ни было, уникальность этой постройки несомненна.

К стилю псевдоготики здание бывшего арсенала можно отнести в силу следующих факторов:

  • вторая треть XIX века - это время расцвета архитектурной моды на псевдоготику как в Англии, так и в России;

  • время постройки и общий характер наружной отделки делает похожим здание бывшего арсенала на здание бывшей гауптвахты, построенной в стиле псевдоготики;

  • нарочитая суровость массивных стен, идущая от крепостной архитектуры (смягченная цветовым орнаментом).- типичный прием композиций в стиле псевдоготики.

Воинский арсенал
Увеличить - 152 Kb

Воинский арсенал
Увеличить - 135 Kb

В стиле псевдоготики построены и два совершенно одинаковых дома по улице Советской (№ 48, 50). Возведены они во второй половине XIX века. Дом № 48 был занят под Военное собрание.

Порталы стрельчатых арочных проемов второго этажа, многопластные аркатурные пояса фриза, обрамления аттиков боковых ризалитов - типичны для псевдоготического стиля. (Перечисленные элементы декора выполнены из штукатурки и в настоящее время выкрашены, как и само здание, в неопределенный светлый цвет. А между тем, для псевдоготики характерно сочетание насыщенного красно-коричневого цвета с белым декором).

ул.Советская, 48(50)
Увеличить - 118 Kb


На главную История Стили Словарь Инфо
Hosted by uCoz