|
|
|
В первой половине XIX века для строительства в провинции
привлекались крупные столичные архитекторы. Этим можно объяснить
высокие архитектурные качества ампирных построек Оренбурга. Простые
и привлекательные здания, выстроенные при первом правлении
генерал-губернатора В.А.Перовского (1833-1842), были возведены после
утверждения проектов в столичном департаменте военных поселении,
где, кстати, с 1837 года вел большую работу виднейший архитектор
императорского двора А.П.Брюллов.
К числу домов, построенных в это время, относятся:
Краеведческий музей (бывший дом купца Еникуцева),
Дом учителя (бывшее Дворянское собрание),
Институт усовершенствования учителей (бывшая канцелярия
оренбургских генерал-губернаторов). По проекту самого А. П.Брюллова
был возведен Караван-Сарай (1842), ныне памятник мирового
значения.
Наиболее старинные из сохранившихся построек Оренбурга относятся
русскому классицизму и ампиру.
Классицизм - стиль в русской архитектуре XVIII - первой половины
XIX веков. Существеннейшей чертой русского классицизма явилось
обращение к образам и формам античного зодчества (ордерной системе с
колоннами) как к идеальному эстетическому эталону.
Наиболее характерным элементом русского классицизма является
портик, увенчанный фронтоном или аттиком, и эффектно выделяющий
центральную часть здания. (В небольших городских особняках заменой
портику часто служил простой мезонин). При этом стены нижнего яруса
обычно бывают обработаны рустикой, а на верхних ярусах преобладают
гладкие поверхности.
Русский классицизм подразделяется на два этапа: а) XVIII век и б)
первая половина (первая треть) XIX века, так называемый "русский
ампир".
Русский ампир - стиль в архитектуре, завершающий эволюцию
русского классицизма. Использовал те же мотивы: античного зодчества,
что и классицизм XVIII века, но отличался стремлением к большей
строгости, а иногда к суровой массивности форм. В архитектурном
декоре ампира доминирует военная эмблематика (дикторские связки,
лавровые венки, фала и т.п.), в окраске зданий - нейтральные цвета,
свойственные, впрочем, и классицизму: серый, розовый, охристый.
От классицизма XVIII века в Оренбурге остались довольно скромные
по внешнему виду постройки. К числу их относятся: б. дом Рычкова,
военный госпиталь, б. Гостиный двор (фасады были изменены позднее).
Они отражают тенденции провинциального русского классицизма.
“Русский ампир” в архитектурном наследии Оренбурга более обширен
и представлен выдающимися образцами. |
|
Здание Краеведческого музея (Советская. 28) было выстроено в 1836
году как особняк для богатого винного откупщика А.И.Еникуцева.
Приобретенное затем В.А.Перовским под канцелярию оренбургских
генерал-губернаторов, здание к 1852 году было радикально перестроено
в стиле “русский ампир”. Позднее сюда вселилась Контрольная
палата.
В центре главного фасада, над рустованным (горизонтальная
рустика) первым этажом, возвышается шестиколонный портик, увенчанный
треугольным фронтоном. Колонны портика с ионическими капителями.
Блестяще решены торцовые фасады здания (один торец выходил в то
время на центральную площадь), где скучная: двускатная крыша
превращена в еще один портик с шестью полуколоннами и с фронтоном.
Торцевой портик изящно связан с боковыми ризалитами главного фасада.
Этот довольно редкий для русского классицизма прием оформления был
обусловлен градостроительной ситуацией и свидетельствует о
незаурядном мастерстве автора проекта. Кроме того, такой прием
отражает типичное для классицизма стремление к абсолютной
законченности архитектурной композиции здания.
Фасады украшены скупыми, тщательно прорисованными лепными
деталями с характерными для ампира изображениями античных факелов,
цветочных розеток, масок, изысканного растительного орнамента.
Красивая литая решетка украшает ограждение галереи центрального
портика. Проста, но изысканна парапетная решетка.
В целом архитектуре Краеведческого музея свойственны черты уютных
городских особняков ампирной Москвы - известных памятников русского
зодчества. В качестве аналогов можно назвать б. дом Демидова (1790-е
годы) и б. дом Губина (1790-е годы) архитектора М.Ф.Казакова; б. ом
Лунина (1823 г.) и главный дом б. усадьбы Найденовых (1829-1831 гг.)
архитектора Д.И .Жилярди. |
Увеличить - 143 Kb
Увеличить - 130 Kb |
Другой памятник русского ампира в Оренбурге - Дом учителя
(Советская, 17). Здание выстроено в 1841 году, сильно пострадало при
пожаре 1879 года. Бывшее Дворянское (Благородное) собрание, после
1875 г. - общественное собрание.
Массивный цоколь с полуциркульными арками служит основанием
здания, на котором возвышаются два сильно выступающих ризалита,
объединенных обширной террасой. Очень интересен дворовый фасад
(бывший когда-то парковым) с полукруглым объемом гостиной
(танцевального зала). В настоящее время этот фасад полностью
скомпрометирован давленной рядом районной котельной.
В целом здание выглядит просто и красиво. Особенным изяществом
отличаются детали обрамления арочных проемов террасы на главном
фасаде. В них использованы античные мотивы - стилизованные пучки
аканта и паметты.
В архитектуре Дома учителя имеет место компиляция
приемов самых знаменитых зодчих двух русских архитектурных школ -
московской и петербургской, но выполненных не столь безупречно.
Однако для далекой провинции и что было хорошо. |
Увеличить - 115 Kb |
Еще одним замечательным памятником в стиле русского классицизма
является беседка-ротонда в сквере им.Ленина напротив Областного
Драматического театра. Построена она в 1837 году, по случаю приезда
в Оренбург государя императора, и первоначально находилась в
Зауральной роще (перенесена на свое нынешнее место в конце XIX в.)
Десять колонн с каннелюрами и капителями дорического ордера
служат опорами для кольцевого антаблемента, перекрытого невысоким
куполом. Все сооружение, стоящее на круглой крепидоме, отличается
изящными классическими пропорциями. В центре беседки-ротонды был
фонтанчик со скульптурой Амура, но он к сожалению не сохранился. |
Увеличить - 172 K/b |
Аналогов подобных парковых сооружений в архитектуре русского
классицизма встречается довольно много. Можно указать, например, на
“Храм Дружбы” (1782 г.) в Павловском дворцово-парковом ансамбле под
Санкт-Петербургом, выстроенном по проекту Чарльза Камерона. |
|
Одним из примечательных памятников русского классицизма могло бы
стать здание, построенное в 1840 году для квартиры и канцелярии
оренбургских генерал-губернаторов и занимаемое ныне Институтом
усовершенствования учителей (Советская, 2), если бы ею удалось
сохранить в том виде, в каком оно существовало до 1917 года. |
Увеличить - 99 Kb |
Снесен восьмиугольный бельведер с куполом над центральной частью,
который придавил зданию изящную завершенность: снесен монументальный
главный вход в виде портика-террасы: снесен своеобразнейший
полукруглый эркер на втором этаже со стороны ул. Советской (вместо
него сейчас - странная пустота на фасаде); был устроен третий этаж и
пробиты окна в верхней части здания, чем непоправимо нарушена
строгость дорического антаблемента.
Но даже и в таком виде здание производит приятное впечатление.
Горизонтальная рустика первого этажа, высокие окна с полуциркульными
проемами (обозначающие главные помещения), остатки антаблемента
дорического ордера с модульонамн - все эти приемы классицизма
выгодно отличают этот памятник исторического Оренбурга...
В первой половине XIX века появилось много официальных
государственных зданий в так называемом “казарменном” стиле, которые
строились по установленным шаблонам, использующим архитектурные
формы классицизма. Как правило, эти здания лишены особых
художественных достоинств, однако в Оренбурге имеются весьма
примечательные постройки подобного типа. |
|
Одна из них - учебный корпус N 2 Медицинского института (Парковый
проспект, 7). Это здание было построено в 1825 году для Неплюевского
кадетского корпуса (назван в честь И.И.Неплюева, основателя и первого
генерал-губернатора Оренбурга). Огромный по протяженности (свыше 100
метров) главный фасад, тем не менее, отнюдь не выглядит монотонным
благодаря членению фасада тремя ризалитами с декоративными портиками
и фронтонами, а также разнообразной обработкой стен и оконных
проемов. В композиции использованы характерные приемы классицизма:
строгая симметрия, выделение главных и угловых элементов здания,
зрительное “облегчение” стены от “низа” к “верху”, единство и
соподчиненность элементов.
В архитектурном декоре применены очень строгие, но сильно
выступающие (“сочные”) классические детали: рустика первого этажа.
пилястры "большого ордера на пьедестале" в ризалитах, порталы
оконных проемов второго и третьего этажей, фронтончики и сандрики
над окнами второго этажа. |
Увеличить - 129 Kb |
Другой образец “казарменного” классицизма - школа N 30,
(Советская, 24). Здание было построено для второго эскадрона
Неплюевского кадетского корпуса, затем в нем разместилось реальное
училище.
Центральная часть здания выделена мощным четырехколонным
портиком-террасой, полуциркульными арочными проемами второго этажа и
невысоким аттиком. Фризовый пояс украшен характерным орнаментом -
меандром (стилизованная “бегущая волна”), символом вечной жизни. |
Увеличить - 121 Kb |
Примером соблюдения правил городской застройки первой половины
XIX века в Оренбурге является маленький квартал, ограниченный
улицами Краснознаменной, Кобозева, Бурзянцева и Бухарским переулком.
Он отличается сплошной периметральной застройкой, простой и изящной
проработкой жилых корпусов, вспомогательных и хозяйственных
построек, въездной арки с оградой.
Старинный городской особняк по ул.Краснознаменной 7 -пример
рядового жилого строительства эпохи классицизма в нашем городе.
Скромный мезонин с треугольным фронтоном вместо пышного портика
выделяет центральную часть здания. Декорировка сводится к небольшому
количеству лепных деталей. Балкон не сохранился.
Кроме того, для достижения единства рядовки уличной застройки в
Оренбурге применялась двухцветная окраска домов: сочетание белого
цвета с серым, бледно-розовым или охристо-желтым. |
|
|
|