Ампир и классицизм
   
История архитектуры г.Оренбурга.
Архитектурные стили г.Оренбурга.
Словарь архитектурных терминов
Инфо 

В первой половине XIX века для строительства в провинции привлекались крупные столичные архитекторы. Этим можно объяснить высокие архитектурные качества ампирных построек Оренбурга. Простые и привлекательные здания, выстроенные при первом правлении генерал-губернатора В.А.Перовского (1833-1842), были возведены после утверждения проектов в столичном департаменте военных поселении, где, кстати, с 1837 года вел большую работу виднейший архитектор императорского двора А.П.Брюллов.

К числу домов, построенных в это время, относятся: Краеведческий музей (бывший дом купца Еникуцева), Дом учителя (бывшее Дворянское собрание), Институт усовершенствования учителей (бывшая канцелярия оренбургских генерал-губернаторов). По проекту самого А. П.Брюллова был возведен Караван-Сарай (1842), ныне памятник мирового значения.

Наиболее старинные из сохранившихся построек Оренбурга относятся русскому классицизму и ампиру.

Классицизм - стиль в русской архитектуре XVIII - первой половины XIX веков. Существеннейшей чертой русского классицизма явилось обращение к образам и формам античного зодчества (ордерной системе с колоннами) как к идеальному эстетическому эталону.

Наиболее характерным элементом русского классицизма является портик, увенчанный фронтоном или аттиком, и эффектно выделяющий центральную часть здания. (В небольших городских особняках заменой портику часто служил простой мезонин). При этом стены нижнего яруса обычно бывают обработаны рустикой, а на верхних ярусах преобладают гладкие поверхности.

Русский классицизм подразделяется на два этапа: а) XVIII век и б) первая половина (первая треть) XIX века, так называемый "русский ампир".

Русский ампир - стиль в архитектуре, завершающий эволюцию русского классицизма. Использовал те же мотивы: античного зодчества, что и классицизм XVIII века, но отличался стремлением к большей строгости, а иногда к суровой массивности форм. В архитектурном декоре ампира доминирует военная эмблематика (дикторские связки, лавровые венки, фала и т.п.), в окраске зданий - нейтральные цвета, свойственные, впрочем, и классицизму: серый, розовый, охристый.

От классицизма XVIII века в Оренбурге остались довольно скромные по внешнему виду постройки. К числу их относятся: б. дом Рычкова, военный госпиталь, б. Гостиный двор (фасады были изменены позднее). Они отражают тенденции провинциального русского классицизма.

“Русский ампир” в архитектурном наследии Оренбурга более обширен и представлен выдающимися образцами.

Здание Краеведческого музея (Советская. 28) было выстроено в 1836 году как особняк для богатого винного откупщика А.И.Еникуцева. Приобретенное затем В.А.Перовским под канцелярию оренбургских генерал-губернаторов, здание к 1852 году было радикально перестроено в стиле “русский ампир”. Позднее сюда вселилась Контрольная палата.

В центре главного фасада, над рустованным (горизонтальная рустика) первым этажом, возвышается шестиколонный портик, увенчанный треугольным фронтоном. Колонны портика с ионическими капителями. Блестяще решены торцовые фасады здания (один торец выходил в то время на центральную площадь), где скучная: двускатная крыша превращена в еще один портик с шестью полуколоннами и с фронтоном. Торцевой портик изящно связан с боковыми ризалитами главного фасада. Этот довольно редкий для русского классицизма прием оформления был обусловлен градостроительной ситуацией и свидетельствует о незаурядном мастерстве автора проекта. Кроме того, такой прием отражает типичное для классицизма стремление к абсолютной законченности архитектурной композиции здания.

Фасады украшены скупыми, тщательно прорисованными лепными деталями с характерными для ампира изображениями античных факелов, цветочных розеток, масок, изысканного растительного орнамента. Красивая литая решетка украшает ограждение галереи центрального портика. Проста, но изысканна парапетная решетка.

В целом архитектуре Краеведческого музея свойственны черты уютных городских особняков ампирной Москвы - известных памятников русского зодчества. В качестве аналогов можно назвать б. дом Демидова (1790-е годы) и б. дом Губина (1790-е годы) архитектора М.Ф.Казакова; б. ом Лунина (1823 г.) и главный дом б. усадьбы Найденовых (1829-1831 гг.) архитектора Д.И .Жилярди.

Здание Краеведческого музея
Увеличить - 143 Kb

Здание Краеведческого музея
Увеличить - 130 Kb

Другой памятник русского ампира в Оренбурге - Дом учителя (Советская, 17). Здание выстроено в 1841 году, сильно пострадало при пожаре 1879 года. Бывшее Дворянское (Благородное) собрание, после 1875 г. - общественное собрание.

Массивный цоколь с полуциркульными арками служит основанием здания, на котором возвышаются два сильно выступающих ризалита, объединенных обширной террасой. Очень интересен дворовый фасад (бывший когда-то парковым) с полукруглым объемом гостиной (танцевального зала). В настоящее время этот фасад полностью скомпрометирован давленной рядом районной котельной.

В целом здание выглядит просто и красиво. Особенным изяществом отличаются детали обрамления арочных проемов террасы на главном фасаде. В них использованы античные мотивы - стилизованные пучки аканта и паметты.

В архитектуре Дома учителя имеет место компиляция приемов самых знаменитых зодчих двух русских архитектурных школ - московской и петербургской, но выполненных не столь безупречно. Однако для далекой провинции и что было хорошо.

Дом учителя
Увеличить - 115 Kb

Еще одним замечательным памятником в стиле русского классицизма является беседка-ротонда в сквере им.Ленина напротив Областного Драматического театра. Построена она в 1837 году, по случаю приезда в Оренбург государя императора, и первоначально находилась в Зауральной роще (перенесена на свое нынешнее место в конце XIX в.)

Десять колонн с каннелюрами и капителями дорического ордера служат опорами для кольцевого антаблемента, перекрытого невысоким куполом. Все сооружение, стоящее на круглой крепидоме, отличается изящными классическими пропорциями. В центре беседки-ротонды был фонтанчик со скульптурой Амура, но он к сожалению не сохранился.

Беседка-ротонда
Увеличить - 172 K/b

Аналогов подобных парковых сооружений в архитектуре русского классицизма встречается довольно много. Можно указать, например, на “Храм Дружбы” (1782 г.) в Павловском дворцово-парковом ансамбле под Санкт-Петербургом, выстроенном по проекту Чарльза Камерона.

Одним из примечательных памятников русского классицизма могло бы стать здание, построенное в 1840 году для квартиры и канцелярии оренбургских генерал-губернаторов и занимаемое ныне Институтом усовершенствования учителей (Советская, 2), если бы ею удалось сохранить в том виде, в каком оно существовало до 1917 года.

Институт усовершенствования учителей
Увеличить - 99 Kb

Снесен восьмиугольный бельведер с куполом над центральной частью, который придавил зданию изящную завершенность: снесен монументальный главный вход в виде портика-террасы: снесен своеобразнейший полукруглый эркер на втором этаже со стороны ул. Советской (вместо него сейчас - странная пустота на фасаде); был устроен третий этаж и пробиты окна в верхней части здания, чем непоправимо нарушена строгость дорического антаблемента.

Но даже и в таком виде здание производит приятное впечатление. Горизонтальная рустика первого этажа, высокие окна с полуциркульными проемами (обозначающие главные помещения), остатки антаблемента дорического ордера с модульонамн - все эти приемы классицизма выгодно отличают этот памятник исторического Оренбурга...

В первой половине XIX века появилось много официальных государственных зданий в так называемом “казарменном” стиле, которые строились по установленным шаблонам, использующим архитектурные формы классицизма. Как правило, эти здания лишены особых художественных достоинств, однако в Оренбурге имеются весьма примечательные постройки подобного типа.

Одна из них - учебный корпус N 2 Медицинского института (Парковый проспект, 7). Это здание было построено в 1825 году для Неплюевского кадетского корпуса (назван в честь И.И.Неплюева, основателя и первого генерал-губернатора Оренбурга). Огромный по протяженности (свыше 100 метров) главный фасад, тем не менее, отнюдь не выглядит монотонным благодаря членению фасада тремя ризалитами с декоративными портиками и фронтонами, а также разнообразной обработкой стен и оконных проемов. В композиции использованы характерные приемы классицизма: строгая симметрия, выделение главных и угловых элементов здания, зрительное “облегчение” стены от “низа” к “верху”, единство и соподчиненность элементов.

В архитектурном декоре применены очень строгие, но сильно выступающие (“сочные”) классические детали: рустика первого этажа. пилястры "большого ордера на пьедестале" в ризалитах, порталы оконных проемов второго и третьего этажей, фронтончики и сандрики над окнами второго этажа.

Учебный корпус №2 Медицинского института
Увеличить - 129 Kb

Другой образец “казарменного” классицизма - школа N 30, (Советская, 24). Здание было построено для второго эскадрона Неплюевского кадетского корпуса, затем в нем разместилось реальное училище.

Центральная часть здания выделена мощным четырехколонным портиком-террасой, полуциркульными арочными проемами второго этажа и невысоким аттиком. Фризовый пояс украшен характерным орнаментом - меандром (стилизованная “бегущая волна”), символом вечной жизни.

Школа №30
Увеличить - 121 Kb

Примером соблюдения правил городской застройки первой половины XIX века в Оренбурге является маленький квартал, ограниченный улицами Краснознаменной, Кобозева, Бурзянцева и Бухарским переулком. Он отличается сплошной периметральной застройкой, простой и изящной проработкой жилых корпусов, вспомогательных и хозяйственных построек, въездной арки с оградой.

Старинный городской особняк по ул.Краснознаменной 7 -пример рядового жилого строительства эпохи классицизма в нашем городе.

Скромный мезонин с треугольным фронтоном вместо пышного портика выделяет центральную часть здания. Декорировка сводится к небольшому количеству лепных деталей. Балкон не сохранился.

Кроме того, для достижения единства рядовки уличной застройки в Оренбурге применялась двухцветная окраска домов: сочетание белого цвета с серым, бледно-розовым или охристо-желтым.


На главную История Стили Словарь Инфо
Hosted by uCoz