Этот стиль, как уже было сказано, применялся в церковном строительстве и в
крупных официальных государственных зданиях. В 1838 были опубликованы проекты
церквей, выполненных К.А.Тоном в “русско-византийском стиле”. Одобренные
Николаем I, они стали обязательными образцами.
Типичными чертами этого стиля были следующие (имеются в виду черты,
отличающие его от классицизма):
исчезновение портиков и других классических форм с фасадов
употребление характерных для византийского, а также русского зодчества
допетровского времени архитектурных элементов (полуциркульные арки и арочные
проемы, килевидные закомары, ступенчатые порталы входов, массивные колонны и
пилястры и пр.)
нарочитая массивность и весомость архитектурных форм;
более измельченный характер обработки фасадов.
Идеологом и ведущим мастером “русско-византийского стиля” был К.А.Тон. Им
построены, например, Храм Христа Спасителя а Москве (1837-1883 гг.) и Большой
Кремлевский дворец (1839-1849 гг.).
В Оренбурге уцелело лишь несколько зданий этого стиля. |
|
Одно из них, построенное в 1884 году для духовной семинарии, до недавнего
времени занимало Оренбургское высшее военно-авиационное училище (Челюскинцев, 19).
До наших дней дошло практически в первозданном виде.
Для здания характерны полуциркульные арки и арочные проемы (а также лучковые
арки и арочные проемы), килевидные закомары в венчающей части (когда-то оканчивались изящной
золотой главной),массивными полуколоннами и прочими типичными для “русско-византийского стиля”
элементами. |
Увеличить - 151 Kb |
Прекрасным образцом “русско-византийского стиля” был Казанский_ кафедральный
собор, построенный по проекту академика архитектуры А.А.Ященко в 1886-1895 годы.
Собор был задуман и построен как грандиозный храм-памятник воинской славы. Для
его строительства был организован всенародный сбор средств.
По размерам и архитектуре оренбургский Кафедральный собор был одним из лучших
в России, имел 42 метра в ширину, 47 метров в длину, 54 метра в высоту. Имел
основной купол, три полукупола, главную колокольню и четыре дополнительных
колокольни вокруг основной главы. В соборе был главный алтарь и два придела в
честь Николая Мирликийского-чудотворца и Сергия Радонежского. Запрестольные и
местночтимые иконы были исполнены в мастерской профессора живописи
В.Е.Маковского.
Оренбургский кафедральный собор простоял 37 лет и был снесен в 1932
году. |
Увеличить - 135 Kb |