Неоклассицизм
   
История архитектуры г.Оренбурга.
Архитектурные стили г.Оренбурга.
Словарь архитектурных терминов
Инфо 

Как показало время, "модерн" остался лишь архитектурной модой начала нашего века. Надуманность и претенциозность декоративных форм этого до крайности индивидуалистического стиля начали вызывать протест, заставляя вспомнить о блестящих достижениях русского и мирового зодчества, отличавшихся особой гармонией и основанных на незыблемых и проверенных веками классических канонах античного зодчества.

Одним из интересных явлений в русской архитектуре предреволюционной поры было еще одно направление, которое для краткости принято определять термином "неоклассицизм". Этот стиль охватывает все множество зданий, начиная от имитаций русского классицизма, ампира, до неузнаваемо "модернизированных" построек, "классических" лишь по весьма отдаленным ассоциациям.

По творческому методу это была та же эклектика, что и в середине XIX века, однако на иной основе, испытывающей сильное влияние модерна и обогащенной новыми техническими возможностями.

Классические детали - плоские пилястры, капители, маски, венки, гирлянды - приобретали стилизованный характер. Творчески переработанные архитектором, они неузнаваемо видоизменились, - ведь творческий метод эклектики не признавал простых компиляций творческих образцов. А крайний индивидуализм и желани я заказчика только поощряли постоянные поиски "свежих" архитектурных приёмов.

Этими причинами можно объяснить тот факт, что многие виднейшие архитекторы начала века успешно работали и в модерне, и в неорусском стиле, и в неоклассицизме (Ф.О.Шехтель, И.А.Щусев).

Некоторые произведения неоклассицизма начала XX века поражают законченностью форм, совершенством и изысканностью пропорций, тонким, "рафинированным" вкусом.Это, в первую очередь, относиться к постройкам И.А.Фомина (дом Асамелек- Лазарева в Петербурге, 1913, И.В.Жолтовского (особняк Тарасова в Москве, 1909-1910), В.А.Щуко (Русский павильон на выставке в Риме, 1911).

Неоклассицизм в значительной мере повлиял на развитие советской архитектуры 1930-1950-х годов.

В Оренбурге сохранились весьма приметные постройки в духе неоклассиизма. Например, здание на углу улицы 9-го Января и переулка Свободина. Правда, неоклассицизм здесь тесно переплетён с модерном и даже "кирпичным стилем".

Общая ассиметричная композиция, огромные окна первого этажа ,изящная угловая башенка характерны для модерна. Треугольные фронтоны и декоративные портики с полуколоннами и пилястры на втором этаже, полуциркульные арочные проёмы с замковыми камнями , глухой парапет безусловно типичные приёмы классицизма. Но надо учесть, что и стены, ипилястры, и сама арка с замковым камнем выложены из кирпича без какой бы то ни было дополнительной отделки , то есть налицо все приёмы "кирпичного стиля".Однако то, что кладка выполнена в "пустошовку", даёт основание предположить, что фасады, по - видимому, просто не успели оштукатурить и украсить классическим лепным декором.

Угол 9-го Января и пер.Свободина
Увеличить - 205 Kb

Здание на углу улиц Пролетарской и Рыбаковской было построено в 1917 году и принадлежало (в числе многих других ) ещё одному оренбургскому "миллионщику" - Хусаинову.Оно как бы "закрепляет" угол квартала своеобразным шатром с ашенкой.Характер композиции башенки указывает на использование мотивов мусульманской архитектурой. В декоре здания присутствует типично классические детали, стилизованные с нарочитой массивностью, свойственной для неоклассицизма начала ХХ века.

Угол Пролетарской и Рыбаковской
Увеличить - 115 Kb

Типичный пример неоклассицизма-пятиэтажное здание на углу улицы Кирова и Матросского переулка. Дом в своё время принадлежал оренбургскому миллионеру П.Ф.Панкратову и напоминает лучшие образцы доходных домов дореволюционного Петербурга.Обращает внимание использование эркеров и балконов на фасадах, красивые архитектурные детали в стиле русского ампира.

Угол Кировой и Матросского пер.
Увеличить - 148 Kb

Здание, где ныне располагается мэрия (Советская, 60), было построено в 1914-1916 годах для Оренбургского общества взаимного от огня страхования. Автор - архитектор И. Ф. Курецкий, победивший в конкурсе на проект этого здания.

Главный фасад его представляет своёобразнейшее сочетание наиболее модных в предреволюционные годы стилей: неоклассицизма и неорусского.

Традиционная симметричность фасада с выделением центрального и угловых ризалитов, многоколонный портик с трехчетвертными колоннами коринфского ордера, атланты, несущие массивныйантаблемент, картуши, балюстрады, цоколь с массивной горизонтальной рустикой и другое - таковы внешние признаки неоклассицизма этого здания.

Для неорусского стиля характерны следующие элементы:

  • завершения угловых ризалитов пирамидальными шатрами

  • бочкообразные полуколонны "тройного" окна четвертого этажа в угловых ризалитах крыша центрального ризалита, крытая стальным штампованным листом типа "рыбья чешуя";

  • общая нарочитая массивность здания, особенно его цокольной части.

Необходимо отметить несомненную стилистическую связь здания Страхового общества с известными постройками того времени в Москве и Петербурге.

К сожалению, не сохранилось уникальное произведение анализируемого стиля - так называемая "Знаменная изба". Она была построена в 1913 году на Красной площади (Форштадт) и служила, выражаясь современным языком, музеем боевой славы Оренбургского казачьего войска.

Советская, 60. Здание мэрии.
Увеличить - 112 Kb


На главную История Стили Словарь Инфо
Hosted by uCoz